В Днепропетровске — новый налог имени товарища Крупского
Первый вице-мэр креативно обложил торговые точки ежемесячной данью «за столбы»
Сносить киоски или нет? Многие горожане однозначно скажут «да» — все подчистую. Однако и владельцы, и продавцы в киосках – те же горожане. И лишать их именно сегодня куска хлеба – едва ли верное решение. Упорядочить работу торговых сооружений – другое дело. Созревшее и перезревшее. Вот только с «упорядочиванием» у нас не заладилось. Сносят МАФы выборочно, и далеко не те, что мешают нормальной жизни горожан. А на их место ставят новые — «правильные» (или «правильных людей»). Для остальных же придумывают новые поборы.
То, что Крупский остановил…
Сегодня практически все киоски стоят на городской земле незаконно.
Изменения в Земельном кодексе разрешают заключение договоров аренды земли только через проведение аукционов, что весьма затратно как по времени, так и по финансам. Кроме того, через аукцион на этот рынок попадет исключительно платежеспособный сетевой бизнес. Все «семейные» киоски – в пролете. Да собственно говоря, аукционы эти для МАФов в Днепропетровске не проводят.
Три года назад Минэкономразвития издал постановление, согласно которому все владельцы киосков должны получить в ГлавАПУ разрешение на размещение – «паспорт привязки». Выдается он, если размещение киоска не нарушает градостроительные нормы. Если нарушает, с частником, по идее, должны обсудить альтернативное место размещения. Но наличие этой бумаги не решает вопроса оформления земельных отношений с горсоветом. Есть паспорт или нет — к киоскерам ходят толпы проверяющих, которым, как рассказывают люди, нужно «распихивать по карманам деньги».
Прошлой осенью горожане и владельцы МАФов требовали от городской власти узаконить торговлю и ввести понятные и прозрачные её правила, тем самым устранив коррупцию. Горсовет требованиям внял. В устав профильного КП, находящегося в подчинении у департамента торговли, были внесены изменения, и оно стало заключать с владельцами киосков официальные договоры о компенсации за пользование землей и за нарушение благоустройства. Тем владельцам, чьи киоски размещались или планировались к размещению с нарушениями, документы не выдавали. В бюджет пошли первые за многие годы платежи от киосков за пользование землей.
К началу 2015 года было выдано порядка 400 пакетов документов. А потом начались странности.
К владельцам МАФов, которые документы уже получили, стали наведываться гости с… таким же пакетом документов на те же места. Визитеры прикрывались именем первого вице-мэра Крупского. Частники, получившие разрешения первыми, психанули и отправились к Анатолию Федоровичу на прием. Тот от своего участия в переделе рынка киосков открестился и… приостановил выдачу разрешений на неопределенный срок, пока он не разберется. «Разборки» затянулись по сей день. Зато креатива у Крупского оказалось слишком много.
…И то, что Крупский запустил
На прошлой неделе владельцам МАФов на левобережной части города стали поступать звонки из КП «Горсвет» с требованиями явиться для заключения договора. Какого? Дорогого!
— У нас с облэнерго заключены договоры о поставках электричества. Для прокладки кабеля мы используем опоры внешнего освещения «Горсвета». В свое время мы давали им проект на согласование, они нам техусловия давали (за которые мы деньги платили), мы их выполняли, получали их штампик. А что сейчас? Они придумали, что мы им по 100 гривен ежемесячно за каждый столб платить должны! – возмущаются предприниматели. – «Аренда опор» — это у нас теперь называется.
Для транзита кабеля в среднем нужно 5 опор, итого один киоск облагается дополнительным побором в 500 гривен. И даже если через одну опору проходит несколько кабелей, то цена не уменьшается: по 100 гривен берут с каждого киоска.
— Такую опору можно купить за тысячу гривен, еще тысячу стоит ее установка. Если предположить, что используют одну опору 5 частников и срок службы ее 20 лет, то мы получим амортизационный платеж по 1 гривне 66 копеек с киоска в месяц. Но на одной опоре КП за год зарабатывает 6024 гривны, а за 20 лет – 120 481 гривну, — говорит предприниматель Виталий. – Я еще мог бы понять, если бы они нам кабели покупали, прокладывали, обслуживали их. Нет, все мы делаем самостоятельно.
Раньше, говорят владельцы МАФов, такие договоры им тоже предлагали. Но тогда цена вопроса была около 38 гривен за столб.
— Мы не заключали такие договоры. На каком основании? А сегодня нам угрожают, что кабели срезать начнут. И, как мы слышали, «колбасникам» с «Правды» уже обрезали. Какое право имеют? Это не их кабель! Мы не им за электроэнергию платим! – возмущаются владельцы киосков. — Или они добиваются, чтобы мы от домовых сетей нелегально запитывались?
Договор этот – с автоматической пролонгацией. Иными словами, владельцев киосков втягивают в пожизненную кабалу.
— Звонит мне Лариса Петровна из договорного отдела «Горсвета» и говорит: «Крупский сказал, что это срочно», — рассказывает «Горожанину» один из владельцев киосков. — Кто такой Крупский? — спрашиваю у нее. «Как? Вы не знаете?» Да знать я не хочу, кто такой Крупский! По какому праву я ему за столб платить должен? А самое удивительное — что когда я «Горсвету» сказал, что, мол, идти некому, директора нет, мне предложили: пусть хоть кто-то подпишет. Это как так? Перед Крупским отчитаться?
На прошлой неделе Анатолий Федорович проводил совещание на проспекте «Правды» и разразился громким спичем в адрес киоскеров.
— У нас обычный житель может месяц ходить для подключения. А у вас — странно, но в течение дня (а по закону 5 дней должно быть!) получают техусловия и подключаются, — рассказал журналистам вице-мэр. — Тем более провода прокладывают по нашим сетям, которые находятся на балансе «Горсвета». Поэтому мы провели совместное совещание, и сейчас все будет только в законодательном поле…
Интересно, какое это «законодательное поле» чудес требует платы за столбы? Может, пойдем дальше и введем плату за использование лавочек на аллеях? Сел – заплатил. Шагнул на бордюр – раскошеливайся. Вышел во двор – плати.
Цены и договоры
Есть вопрос: кто цены такие установил (вот чего – аренды или услуги? – не могу понять), кто калькуляцию рассчитал?
Закупка и установка опор внешнего освещения города оплачена из карманов налогоплательщиков. Обслуживание их дотируется бюджетом. С одной стороны, вроде всё и логично — бизнес должен участвовать в развитии инфраструктуры города. Однако такое участие должно идти рука об руку с комфортным ведением бизнеса и с интересами горожан. Ведь лишние 500 гривен в конечном счете заплатит не предприниматель, а покупатели – за счет повышения цены на все товары.
Аналогичные опоры есть, например, на балансе КП «Горэлектротранспрорт». Главный инженер КП Владимир Легкий говорит, что они сдают свои столбы в пользование. Максимальный тариф – 20 гривен в месяц.
Договор о совместном пользовании опор с Интернет- и ТВ-провайдерами заключает и облэнерго. Здесь километр линии стоит 298 гривен. В стоимость входят разные затраты: на эксплуатацию, на подвес, на заземление и прочее. Калькуляция просчитывается в каждом отдельном случае для каждого заказчика. Каким же образом Анатолий Крупский вычислил сумму в 100 гривен, единую для всех столбов КП «Горсвет»?
— Я так навскидку не отвечу, это наши экономисты рассчитывали стоимость, — говорит мне директор КП Александр Олефиренко. – Вообще такие кабели в землю вкладываться должны. Но киоскеры делают запитку через воздушные сети. И они с нами договор заключают. Это не новшество. У нас много арендаторов. Тот же «Киевстар».
— Что все же входит в эти сто гривен?
— Не знаю! Много это или мало – пусть горисполком этим вопросом занимается, пусть сами тарифы разрабатывают, — говорит Олефиренко, явно подозревая, что я хочу его в чем-то уличить. – Опоры же перегружены, трескаются опоры, мы меняем их. Деньги же не мне в карман идут, а в бюджет.
Поручение заключать договоры, говорит Олефиренко, дал на последнем совещании Крупский.
— Было решено, что без согласования Крупского никому не дается разрешение на прокладку кабеля. И это правильно. Порядок в этой сфере наводить нужно! – говорит Олефиренко. – Отключить-то мы их не имеем права.— Разве не отключаете?— Нет! Крупский говорил, чтобы я снимал кабель. Но я не могу. Я могу его разве что на дерево привязать. А отключать – это облэнерго, — говорит директор КП.
Насколько известно, на том же совещании власть попросила облэнерго отключить потребителей-киоскеров. Те отказались, сообщив, что они – частная компания и им нужно зарабатывать деньги.
— Наверное, было бы логично, чтобы эти тарифы исполком устанавливал? – спрашиваю у Олефиренко.
— Да бога ради! Мне сказали — я делаю. Конечно, пусть разработают. Как в ОГА в свое время сделали: установили единую калькуляцию на размещение рекламы — и дело с концом.
Прецедент подобной сдачи опор в аренду сегодня зафиксирован лишь еще в одном украинском городе — Белгороде-Днестровском на Одесчине. Там использование опор под кабельную линию предпринимателю стоит 37,68 гривны в месяц. Тариф был установлен в январе 2013 года.
К подобного рода инициативам есть много вопросов. Если мы говорим о столбах как об объектах коммунальной недвижимости, то существует официальный порядок сдачи ее в аренду. И такая аренда невозможна без решения сессии. Если мы говорим о плате «за столб» как о неком взносе «на развитие инфраструктуры», то эти взносы регламентирует специальное законодательство и они не могут быть ежемесячным, а только единоразовыми.
Предпринимательству – бой?
Частники говорят: для заключения долгосрочного договора с облэнерго им необходимо иметь договор аренды земельного участка под киоском.
— Его, как вы знаете, ни у кого нет. Разрешают принести паспорт привязки. Но с начала этого года в ГлавАПУ лежит порядка тысячи заявлений на получение таких паспортов, а выдали их всего 4! – рассказывает владелец киоска. – Из ГлавАПУ отправляют к Крупскому. Мол, если он разрешит, то дадим вам паспорт привязки.
В ГлавАПУ говорят, что с Крупским такие вопросы обсуждают исключительно в рамках работы.
— Я информирую его, как профильного руководителя по текущим вопросам, но не по каждому отдельному размещению, — говорит главный архитектор города Дмитрий Волик. – Что касается паспортов, то за три года мы их порядка 36 выдали. По той причине, что большинство киосков стоят с нарушениями и выдавать им паспорта мы не имеем права.
Волик поделился с нами своим очень своеобразным принципом: город – для горожан, а не для предпринимательской деятельности. Он, судя по всему, еще не понял, что город и горожане живут только потому, что жива пока предпринимательская деятельность, дающая рабочие места, налоги и зарплаты.
— Какой выход? Такой, как во всем мире. Эти сооружения должны обслуживать население там, где это нельзя сделать нормальными методами. У нас же на лицо подмена понятий. Понятно, что все это – рабочие места, но мы забываем о правах жителей, – говорит Волик.О праве жителей на безработицу? Или об обязанности жителей совершать покупки исключительно в крупных торговых сетях? Крупский, как выясняется, придерживается точно такой же позиции.
— У нас должны высаживаться деревья, а не расти киоски, – говорит он. — И мы будем наводить порядок на красных линиях, возле торговых маркетов. Чтобы убрать все то, что позорит наш город!
Удивительную задачу поставил перед собой вице-мэр: освободить торговые маркеты от конкуренции. Если бы «АТБ», к примеру, или другая сеть не хотели бы иметь киоски под своими дверьми, то оформили бы на себя прилегающую территорию и платили бы за неё в бюджет. Платить не хотят. А «зачищать» территорию помогает Крупский. Но не всю.
Более трех месяцев на столе у вице-мэра лежит наше обращение с требованием упорядочить торговые точки возле дома №15 по ул. Паникахи. Знаете, какой ответ мы получили? На территорию вокруг остановки общественного транспорта здесь за эти три месяца взгромоздили еще 4 киоска. И как их Олефиренко подключил через свои столбы? По согласию или по согласованию?
Печально, но диалог с предпринимателями, формирование прозрачных и некоррупционных взаимоотношений с ними, кажется, никто в городской власти выстраивать не собирается. Значит, впереди людей снова ждут выборочные сносы и, как знать, новые налоги-поборы. Анатолий Федорович, не кажется ли вам, что использование исключительно метода кнута еще ни одну власть до добра не доводило? Люди – они хорошие, Анатолий Федорович. Просто с ними по-доброму нужно: обсуждать проблему, искать пути ее решения. Не согласны?
Продолжение следует…
Ольга Юдина
Газета ГОРОЖАНИН
Немає коментарів:
Дописати коментар